Как начиналась история «детской филармонии» в Актобе, рассказала в интервью нынешний художественный руководитель Образцовой детской студии «Саз», Отличник культуры РК Лилия Владиславовна Аралбаева.
— В 2006 году всё началось с празднования 100-летия Ахмета Куановича Жубанова, когда проходил фестиваль оркестров казахских народных инструментов. Целью создания студии тогда было – дать возможность огромному количеству детей выйти на сцену, проявить свои способности. Эта цель не изменилась и сейчас. У нас своего рода «детская филармония», где участники и поют, и танцуют наравне со взрослыми артистами, постигают основы искусства. ФОТО 1
— В студии начиналась сценическая карьера Димаша? Каким он тогда был?
— Помню его маленького, шустрого, хулигана, с безумно чистейшей интонацией, идеальным слухом. Так как у нас не музыкальная школа, мы ноты не изучали, работали на слух. Ему достаточно было один раз пропеть партию, и он запоминал. Мало того, были случаи, когда приходилось заменять кого-то, например, в альтовой партии – без проблем я могла переставить этого ребенка, и он выручит!
— А его первая победа? Это был Байконур?
— Первый выход был, наверное, в 2009 году, когда мы поехали в Алгинский детский дом. Там он спел, и его заметили. В 2010 году, когда художественным руководителем была Дина Амангазиевна Ниязова, мы впервые выехали на гастроли. Весной было много областных мероприятий, и буквально между ними выкроили несколько дней, чтобы съездить на конкурс в г.Байконур. Назывался он «Звонкие голоса», в первый день соревновались хоры, во второй – солисты. Мы заняли 2 место с хором, а Димаш – первое. Это был его первый серьёзный выход, и первый такой успех. ФОТО 2
— Насколько сложно работать с разными детьми, ведь не у всех есть такие способности?
— У меня всегда спрашивают, какие требования в студии для приёма детей? Могу сказать: я никогда не делаю отбор. В этом году у меня 37 лет стажа и 30 лет педагогического стажа. И за все годы я никогда не делала отбор, потому что знаю – даже самого немузыкального ребёнка я всё равно научу петь. Мало того, были годы, когда я занималась только хоровыми коллективами, и приводили детей с болезнями горла, ларингитом и прочее. Врачи ко мне направляли, и за счет техники дыхания всё это исправлялось. Еще добавлю, что логопедические недостатки тоже можно исправить. А сейчас их очень много, когда дети в телефонах, речь не развивают, слова и буквы не выговаривают. Я всё это исправляю дыхательными упражнениями и дикцией. ФОТО 3
— В студии никогда не боялись экспериментов, ставили мюзиклы, спектакли, с полным составом – певцы, танцоры, хор, оркестр.
— Первый мюзикл мы поставили в 2007 году, студией в то время руководила Дина Ниязова. Из России тогда привезли сборник песен Давида Тухманова на слова Юрия Энтина. Назывался он «Виват, музыка, или Игра в классики», в нем были переложения классической музыки для детей. По этому сборнику мы и составили мюзикл. ФОТО 4 С 2011 по 2018 год нашей студией руководила мама Димаша, Светлана Айтбаева, немало сделавшая для развития коллектива. В 2012-м я случайно увидела по телевидению передачу, где с «Виртуозами Москвы» на сцену вышли дети. Почему бы нам так не сделать? Администрация нас поддержала, и я подготовила полную программу, 22 произведения. Али Ермекбаев, руководитель оркестра, сделал аранжировки (это тоже был его первый опыт). И мы дали концерт: 50 человек на сцене, хор, оркестр, солисты. Вместе с нами выступал ансамбль казахских народных инструментов. Жулдыз Сахиева солировала на флейте. Как прозвучала в финале песня «Актобе»! Не могу не вспомнить и День Победы на Центральном стадионе 9 мая. Это был праздник для всех, дети пели потрясающе. ФОТО 5
-Наверное, первые ваши ученики уже стали артистами, певцами?
— И солистами, и педагогами. Они работают в разных городах и странах. Первым выпускникам уже за 30 лет. Они после студии поступают в музыкальный колледж, в консерваторию. Кто-то уехал в Астану, а кто-то в Америку. Но приезжают, возвращаются в своё гнездо и говорят, что им не хватает того драйва, что был у нас. Я выращиваю профессионалов. Мы прививаем трудолюбие, саморазвитие, культуру. Наши дети – и ведущие, и певцы, и танцоры, и актёры. Конечно, не все выдерживают наш темп и нагрузки, но если справляются, достигают многого. И главное – становятся лидерами. В любой сфере, не только в музыке. С детьми работать сложно, но это труд благодарный. Видеть, как они растут, чего добиваются – это радость. И главное в работе с детьми – это любовь. В нашем деле надо быть фанатом.
Марина ВАСИЛЬЕВА