Актюбинская областная филармония имени Газизы Жубановой

Поехали казахи Польшу покорять

Главный хормейстер Казахского камерного хора Актюбинской филармонии им. Г.Жубановой Мербол КУСПАНОВ поделился впечатлениями от поездки на конкурс хоровой церковной музыки в польском городе Белосток.

   В сорок четвертый раз подряд в Польше проходил фестиваль православной церковной музыки, объединяющий профессиональные и любительские хоры разных стран, в репертуаре которых есть духовные произведения выдающихся композиторов-классиков и анонимных авторов. Казахстан на этом конкурсе был представлен впервые. И честь эту — высокую и сложную — взял на себя Казахский камерный хор под руководством отличника культуры РК Мербола КУСПАНОВА.

  • Я всегда говорю, что не боюсь экспериментов. Главное, что всё получается. Наверное, потому что мы, “поколение Альфа”, хотим всё испытать и во всё погрузиться. В декабре прошлого года мне позвонил главный хормейстер «Астана оперы» Ержан ДАУТОВ, заслуженный деятель РК и предложил: “Мербол, не хочешь ли поехать в Польшу?” Я сразу не расслышал, что это фестиваль церковной музыки, согласился. Мы начали считать смету, и сразу хочу сказать огромное спасибо руководству нашей области и лично акиму Асхату Берлешовичу за поддержку.

Программа конкурса состояла из произведений композиторов разных эпох, в том числе Ромуальда Твардовского, 95-летие которого отмечалось особо. Второй юбилей, которому посвящался конкурс — 200 лет со дня смерти выдающегося мастера хоровой музыки Дмитрия Бортнянского . Этих авторов выбрал Мербол Куспанов и за несколько месяцев сумел подготовить хор к серьезному испытанию исполнения церковной православной музыки.

  • Духовная музыка уже давно была в репертуаре хора, еще с первым руководителем Турумом Алагузовым пели Бортнянского. Но впервые за 34 года существования хора в репертуаре появился польский композитор, сложнейший, надо сказать. Нам предстояло состязаться с теми, кто вырос на этой музыке, там были хоры из Словакии, Словении, Эстонии, Молдавии, Украины. Для них духовная музыка родная, её слушают и поют с детства, на уровне народной. А тут поехали казахи православную музыку исполнять…. Но когда мы приехали в Варшаву, сразу настроению поднялось Нас встречали “диерс” Димаша, его фанатов в Польше десять тысяч, причем три тысячи активных. И вот мы выходим, а женщины в наших национальных костюмах приветствуют нас и поют по-казахски, бросая конфеты — шашу. Очень было приятно.

В Варшаве состоялся первый фестивальный концерт, где хоры должны были показать себя публике. Да и жюри могло присмотреться, кто как держится и что умеет.

  • Выступали мы в костёле, католическом храме, очень старинном. В гримерку спускались по винтовой лестнице. Зал с такой акустикой, что звук улетает под купол, слышишь себя и все партии, и поётся еще легче. У меня есть артисты, которые когда-то пели в церковном хоре, но большинство не имело возможности бывать в храмах, поэтому когда мы вышли из костела,было чувство, что уже выдали всё, как будто фестиваль уже состоялся. Но из Варшавы мы поехали в Белосток, где проходил сам конкурс.

Белосток — небольшой город, 350 тысяч жителей. Очень много церквей, храмов, и католических, и православных. Филармония маленькая, в два этажа, в ней три зала. Причем в малом зале стоит орган, где зрителей человек 50. В большом зале, он весь отделан деревом, тоже великолепная акустика. Тут уже было сложнее выступать, при строгом жюри. У них камертон в руках, следят за каждым движением дирижера. Когда мы исполнили свою программу, подошел директор фестиваля Миколай БУШКО и предложил спеть вне программы два любых произведения. Публика была в полном восторге, едва запел наш Серик Жубаткан. От его “Самал тау” слёзы были у всех, даже жюри рыдало.

Не каждому коллективу была оказана честь исполнять что-либо, помимо программы фестиваля. Но сила искусства побеждает  любые ограничения. Музыканты чувствуют это тонко. Недаром организаторы называют свой конкурс Фестивалем «поющей души».

  • После оглашения результатов и объявленного нам второго места Миколай БУШКО подошел ко мне и, держа за руку, сказал: “Лучший коллектив всегда завершает наш фестиваль, а лучший дирижер дирижирует сводным хором”. Для меня это было признанием. Второе место для меня как молодого хормейстера, который не обучался специально церковному стилю, живущему в 21 веке среди современного искусства — это абсолютная победа. На Гала-концерте после нашего выступления зал встал и аплодировал ровно минуту. И вновь директор фестиваля сказал: пойте своё. Мы запели народную песню “16 девушек”, зал в восторге, и пока я раскланивался, за моей спиной вышли все хоры. 250 человек, я держу камертон, чтобы дать тон в до-мажоре, руки дрожат…но когда начали петь, стало легко и комфортно. “Многая лета” Бортнянского — всего 16 тактов. Спели, а зрители хотят еще. Тогда я даю хору ре-мажор, музыканты всё понимают, все оживились и исполнили еще раз. Конечно, после этого сразу никто не хотел расходиться. На улице нас ждала толпа. Все фотографируются, дарят подарки. И мы опять поём наши песни и, конечно, ту самую  «Shla devechka do lesechka», которая считается народной и польской, и казахской.

С самого момента создания Казахский камерный хор считал своей миссией продвижение национальной культуры в самом широком смысле, расширяя границы и привлекая поклонников по всему миру. Но сейчас есть планы и более близкие, но не менее важные — охватить районы нашей области.

  • До конца этого года хотим объездить все районы Актюбинской области. И Байганин, и Шалкар, и Уил. Веду переговоры с акимами, с работниками культуры. Повезём лёгкую программу, чтобы зал пел вместе с нами, дадим им главный голос, а сами будем вторым, третьим, поддерживать их.  У хора отличный потенциал, мы живём, сохраняя традиции, принципы, не теряя связь времён. В этом году у меня юбилей, 10 лет, как я возглавляю коллектив. А в следующем будет юбилей хора — 35 лет, так что планов много, и мы верим, что они исполнятся.

Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА

Тілді таңдаңыз: